

Взрослые очень любят сверяться с нормами, особенно когда становятся родителями и речь идёт об их малышах. С одной стороны, каждый ребёнок индивидуален и растёт согласно своей собственной траектории. С другой же стороны, нормы – это то, что типично для большинства, а значит, ориентируясь на них, родители могут либо понять, что с их крохой всё в порядке, либо вовремя заметить отклонения и принять необходимые меры.
Развитие речи – одна из областей, где своевременная диагностика крайне важна, поэтому сегодня поговорим о логопедических нормах для детей раннего возраста.
Примерные возрастные ориентиры речевого развития по возрасту:
- У большинства детей гуление появляется и развивается в возрасте от 2 до 4 месяцев,
- от 6 до 12 месяцев появляется двусложный лепет. Кричит, чтобы привлечь к себе внимание. Период когда ребенок может произнести от имени до первых слов.
- Важно! Бедный звуковой состав гуления и лепета, их ненаправленный характер - могут стать для родителей первым сигналом.
- К 1 году малыш, используя указательный жест, показывает на членов семьи, свои части тела, некоторых животных и прочее.К 1,5 годам ребенок произносит хотя бы 3-5 слов, обращенных ко взрослому, реагирует на собственное имя или просьбу дать вам знакомый ему предмет.
- К 2 годам должна появится простая фраза, например, «идем туда», «дай пить».Понимает речь взрослых (находит предметы на картинках, воспринимает глаголы-действия, выполняет просьбы); активно использует мимику; выражает разные эмоции.
- К 3 годам дети уже используют развернутую фразовую речь, допуская
- отдельные ошибки в словообразовании и словоизменении. В 3 года ребенок различает основные предлоги, например, «на-под», формы единственного и множественного числа, рода и т.п. Если у ребенка к 3 годам отсутствует фразовая речь, либо имеется явно ограниченный запас понимаемых слов, то это однозначная причина для обращения к специалистам.
Развитие ребенка происходит каждый день. Но период до 3 лет — самый важны для становления многих психо-физиологических процессов, и речь — один из них.
Родителям важно, с одной стороны, не давить на ребенка, а с другой — контролировать его гармоничный рост. Поскольку каждый малыш индивидуален, важно сравнивать его достижения не с усредненными нормами, а с тем, как прогрессирует он лично. При возникновении сомнений и переживаний нужно посетить детского специалиста — невролога, педиатра или логопеда.Иначе можно потерять драгоценное время, которое чем позднее, тем сложнее наверстать.